Масляная счастливая!

Ансамбль Дмитрия Покровского
Музыкальный руководитель – Мария Нефёдова
Режиссёр – Ольга Юкечева

Масляная, счастливая, протянися до Велика дня!
На сцене, в исполнении Ансамбля Дмитрия Покровского - масленичные песни, пляски, игры и обряды и атмосфера весёлых народных гуляний на Масленицу.
Программа «Масляная счастливая!» из цикла «Народный календарь» посвящена весёлому празднику проводов зимы – масленице.
Среди всех славянских народов именно у русских Масленица получила наибольшее распространение. Масленицу всегда праздновали шумно и с размахом, особенно после того, как к русским обычаям в петровские времена добавились черты европейского карнавала. Катания с гор, на лошадях и в санях, богато украшенных бубенцами и лентами, карусели и качели на центральных площадях, огромные шесты с колёсами, обмотанными соломой или соломенные чучела, балаганы, райки, игры, шутовство, медвежьи потехи, обливание друг друга  водой, снежные бои, пляски, песни, – всё это  непременные атрибуты масленичных гуляний. У мужчин на Масленицу были свои мужские развлечения – кулачные бои стенка на стенку, участвовать в которых было очень почётно. Для подбадривания дерущихся  сзади обязательно размещались музыканты – гусляры, гармонисты, призванные специальными песнями и частушками «под драку» поднимать их боевой дух. 
Несмотря на местные особенности, есть несколько обязательных отличительных черт, присущих только этому празднику. Каждая из них непосредственно связана с древней языческой магией плодородия.  
- ритуальное объедение:
Наесться  хлебом впрок, обеспечив себе сытую жизнь на весь год, должен был каждый. Форма ритуального хлеба не случайно с самого начала была круглой – это символ солнца, жизни и круговорота времени. Собственно блин, как обязательная еда  в Масленицу пришёл из похоронного обряда, и самый первый блин  не ели, он предназначался духам предков. Считалось, сколько блинов съешь – столько денег будет в доме на новый год)
- чествование молодых, недавно вступивших в брак.
Молодые пары становились на это время центром  общественного внимания. Их чествовали, как выполнивших свой долг перед родом, общиной. Они обеспечили продолжение своей жизни, повлияв  таким образом и на плодородие всей природы Обратная сторона этого - укоры не вступившим в брак. Во время Масленицы разрешалось даже воровать девушек, которые нравились парням. Это не осуждалось строго, а, наоборот, общество осуждало тех, кто имел брачный возраст и не женился.
-катание на лошадях. Лошади и медведи – древнейшие символы плодородия, катания на лошадях и медвежьи потехи должны были также укрепить животворящие силы природы.
-проводы зимы. Обязательный материал, из которого делалось чучело Масленицы-Зимы – это солома. Возвращение её земле должно было обеспечить богатый будущий урожай. Дети строили крепости - «городки» из снега (кстати, снег как ипостась воды и огонь - тоже атрибуты аграрной магии). Ритуальные похороны Масленицы всегда сопровождались процессиями ряженых и громким смехом, знаменующим  скорую и полную победу весны над зимой.
Масленицу хвалят и ругают, её величают и развенчивают, её гонят и просят задержаться подольше
Ансамбль Дмитрия Покровского, созданный в 1973 году Д.В.Покровским (большим музыкантом, артистом, учёным и исследователем) стал первым коллективом в мире, объединившим подлинно научное изучение фольклора с профессиональным его исполнением, а традиции народной музыки – с современной музыкальной культурой.
Сложившаяся в Ансамбле школа освоения народного пения, основанная на изучении традиционной технологии звукоизвлечения, до сих пор остаётся единственной в своём роде. Виртуозное владение разными народными певческими стилями, органическое соединение традиционной и авторской музыки с использованием принципов живой импровизации – визитная карточка этого коллектива.
Каждая программа Ансамбля – своего рода музыкальный спектакль, идёт ли речь о классических произведениях, духовной или песенно – обрядовой музыке.
Подлинные народные костюмы, песни, игры и обряды, привезённые артистами Ансамбля из многочисленных фольклорных экспедиций по России, позволяют зрителю погрузиться в атмосферу настоящей народной культуры.