Звуки полотен
Примерно два века назад писателям, художникам и композиторам стало «тесно» в рамках своего вида искусства. Решение пришло незамедлительно: появились шедевры Александра Островского с музыкальными вставками, книги Марселя Пруста, изобилующие упоминанием знаменитых музыкальных произведений. Позже художники стали изображать палитрой красок свои впечатления от музыки. И, конечно, не отставали композиторы, стремящиеся выйти за рамки чисто музыкальных средств выражения.
Так родилась «программная музыка», где под словом «программа» имелись в виду немузыкальные сюжеты, например, всем известные истории из книг. Когда авторам музыки перестало хватать и литературы, их интерес переключился на живопись: начали рождаться уникальные примеры соотношения временно́го и пространственного в искусстве. Статичная живопись обрела музыкальную динамику.
В программу концерта вошли произведения, в которых композиторы либо «омузыкаливают» картины («Три грации» С. Слонимского, «14 эскизов» Н. Черепнина, «Обручение» Ф. Листа), либо, подражая художникам, создают свои собственные «полотна». В диалоге между двумя видами искусства рождается новая реальность, где звуки обретают плотность мазков, а краски – магию обертонов.