Илья Бачурин о Москонцерте на  новых территориях

С начала 2023 года артисты Москонцерта уже несколько раз побывали на территории новых российских регионов с культурно-просветительскими программами. О новом проекте – «Культбригада Москонцерта» – специально для «Литературной газеты» рассказывает генеральный директор старейшей и крупнейшей концертной организации столицы Илья Бачурин.

Илья Викторович, поездками служащих Москонцерта в ДНР и ЛНР вы руководите не из директорского кабинета, а как непосредственный участник культбригады. Ежемесячно проезжаете около 4 тысяч километров по территориям новых республик. Возвращаясь из таких творческих командировок, чем приходится заниматься в первую очередь?

– Помимо решения накопившихся вопросов, сразу же наступает этап планирования следующего выезда. Немедленно начинаешь погружаться в предстоящую историю. За 8–10 дней, проведённых на новых территориях, оказываешься очень прочно привязан к происходящему там, поэтому достаточно сложно, вернувшись, найти точки соприкосновения с тем, что происходит в Москве. Особенно чувствительны к этому артисты. Лично у меня тонких душевных переживаний чуть меньше, потому что, возвращаясь, сразу переключаюсь на насущные проблемы Москонцерта – большой организации, которая продолжает в это же время жить насыщенной жизнью в столице.

Изначально я понимал, что место человека, занимающегося культурой, – там, где он сегодня нужнее всего. Естественным приоритетом сегодня являются новые регионы, значит, нужно ехать и делать так, чтобы там прорастала российская культура, чтобы те, кто был от неё отстранён на протяжении последних лет, получили к ней доступ. Для меня очевидно, что артисты должны работать на новых территориях, и уже во время первого выезда мы получили тому подтверждение. Для публики в ДНР и ЛНР очень важны и программы, и сам факт того, что российским артистам не безразлично, как живут люди в новых республиках. Такого отклика, как там, ни один зал в Москве не давал. Вот эта радость и доверие в глазах зрителей никогда не позволят их обмануть. Получая такой отклик, уже не можешь его забыть. И каждый новый визит лишь укрепляет эту связь – не только на организационном уровне, но и в плоскости человеческих отношений.

– Что стало самым сложным в организации поездок в новые регионы?

– Программа первой культбригады рассчитана на взрослую аудиторию, и важно было понять, какой репертуар сможет объединить российских артистов с теми, кто находился в серой зоне непризнанных республик. Такой скрепой стали советские и военные песни, причём не только песни военных времён, но и репертуар групп «Любэ», «Кино». Благодаря этим шлягерам общий язык с залом находился сразу и в госпиталях, и в военных частях. Второй специфический момент – организационный. В целях безопасности концертные мероприятия нельзя анонсировать, поэтому площадки наполнялись в последний момент, местные власти приводили зрителей в зал, а мы приезжали и сразу начинали выступление. Таким образом, отношение к нам формировалось абсолютно с чистого листа, никто не ждал заранее артистов из Москвы.

Во время детских программ ребят собиралось так много, что родителям приходилось ждать их за пределами зала, и это было очень трогательно. А когда удавалось втиснуть их в зал, они вовлекались в происходящее иногда больше малышей, сопереживали и хлопали. Не было зрителей, которые бы выходили из зала равнодушными. В этом смысле второй выезд подарил нам значительно больше эмоций, потому что дети гораздо более открыто проявляют свои чувства. Детская психика так устроена, что самое тяжёлое она оставляет в стороне, и это позволяло каждый раз устанавливать доверительный контакт. Но мне кажется и взрослым, которые живут со всем этим тяжеленным грузом забот, удавалось на наших концертах переключиться, и они покидали зрительные залы окрылёнными.

Продолжение на сайте «Литературной газеты».