Юрий Баркеев – художественный руководитель и режиссёр-постановщик театра марионеток «Фигаро»

Юрий Баркеев – художественный руководитель и режиссёр-постановщик театра марионеток «Фигаро»

Юрий Баркеев: «Коллектив театра — это и друзья, и коллеги, и полноценная семья»

Юрий Георгиевич Баркеев — вот уже 30 лет как художественный руководитель и режиссёр-постановщик московского театра марионеток «Фигаро».

За 30 лет существования театра было поставлено много спектаклей и программ, с успехом идущих в школах, детских садах, больницах и парках Москвы. Театр выезжал на гастроли с куклами-марионетками в Петербург, Белгород, Старый Оскол, Комсомольск-на-Амуре, Новосибирск. Вместе с нами Юрий Георгиевич вспоминает о том, как все начиналось.

– Юрий Георгиевич, вот уже много лет Вы руководите московским театром марионеток «Фигаро», ставите потрясающие детские интерактивные спектакли, а Вы можете вспомнить первый спектакль, который посмотрели в детстве?

– В детстве я посмотрел у нас, в городе Омске (где я родился, и где пролетело всё моё босоногое, послевоенное детство: до 3-х лет я жил у бабушки и называл её мамой, а когда после войны приехала родная мама, я называл бабушку «мама Нюся») в клубе «Коммунар» выездной спектакль городского кукольного театра. Куклы были перчаточные, но особенно мне запомнился Старый Ворон, которому было лет 300!

– Почему Вы решили свою профессию связать с театром?

Родители были театральными людьми. Они работали в театре оперетты, я помню первый раз на сцену я вышел в 5 лет. Мама, которую звали Раиса Ивановна, тогда танцевала в балете театра, потом она стала балетмейстером и я с первого класса, всю школьную жизнь танцевал в её коллективах, которые часто были лауреатами школьных Олимпиад г. Омска, её ещё называли «И раз», а папа, Георгий Леонтьевич, пел в театре, у него был хороший драматический тенор, а потом стал учителем пения в школах Кировского района г. Омска, где создал сводный шестиголосный (три партии девочки и три партии мальчики) хор старших школьников района 800 человек. Это был 1951 год. Исполнял хор «Кантату о Сталине», и на последнем Припеве хор закрывал, спускаюшийся с колосников клуба им. Ворошилова, портрет Сталина 3×4 метра, сделанный из цветов самим Георгием Леонтьевичем. Я помню, когда я был уже старшекласником, то мы вместе на рулонах «меллиметровки» расписывали партии для следующего хора на нотоносце. Но это уже было в г. Новосибирске. С детства я был лауреатом всех конкурсов чтецов, играл в школьном театре, ставил с первоклассниками спектакли, танцевал в маминых танцевальных коллективах, пел в папиных хорах…

– А как Вы попали в Москонцерт? И как появилась идея создать театр марионеток?

В 1977 г. меня пригласили в музыкально-драматический ансамбль п/р Аксёновой-Арди в качестве артиста, но в последствии я ушёл из ансамбля, и стал солистом-чтецом. У меня три сольных спектакля:
1. «Монолог Поэта» — Михаил Юрьевич Лермонтов. Стихи разных лет и письма к Марии Александровне Лопухиной. Этот спектакль мы играли вдвоём: я, как чтец, и Геннадий Дзюбенко, как пианист, который продолжал монолог Лермонтова своим тонким, и в то же время мощным, космическим роялем. С ним (Геннадием) невозможно было играть хорошо — надо было играть только на разрыв аорты или необыкновенной нежности. Мы были единое целое этого монолога, дополняя друг друга и, исходя один из другого.
2. «Прикосновение» — моноспектакль по пьесе Рустама Ибрагимбекова «Прикосновение» и его повести «Спокойный день». Сценарий для моноспектакля я написал сам и Рустам Ибрагимович на моей рукописи сделал заметку напротив моей фамилии «соавтор», чем я ему много признателен. Это дало мне вдохновение для написания многих пьес уже для моего театра. Должен Вам признаться, что это значительно труднее, чем играть спектакли в качестве актёра, или ставить их в качестве режиссёра.
3. «Облака» — моноспектакль по стихам и песням Петра Михайловича Градова, где в песнях мне аккомпанировал гитарист Марс Салехов. И уже тогда я занимался параллельно театром марионеток. Мы с женой приобрели марионетки, и зарабатывали деньги в, так называемых, «сельских» поездках. А в 1989 году, уже в «перестроечный» период, мы с женой, Зивой Людмилой Фёдоровной (тогда мы работали в паре в Мастерской чтецов и сцен Москонцерта) решили создать свой театр марионеток, который назвали «Фигаро».

–  Почему у театра, который занимается детскими спектаклями, такое взрослое, пусть даже и комедийное название — «Фигаро»? Вы планировали изначально заниматься «взрослым театром»?

Мысли о «взрослом» театре, конечно, присутствовали, я ведь изначально драматический актёр. Поэтому у меня артисты, что бы они не заканчивали, познают школу драматического театра, ну, а название пришло само по себе: во-первых, у нас не было своего помещения, и сразу вспоминается «Сивильский цирюльник» Россини «…Фигаро здесь, Фигаро там…». Ну, а во-вторых, любой театр основывается на драматическом искусстве, отсюда Бомарше «Женитьба Фигаро», тем более что музыка у нас в театре является одним из действующих лиц. А комедийные ситуации только помогают действию, тем более в детском театре.

– Вы работаете с детской аудиторией столько лет. Чем отличается юный зритель 20 лет назад от современного? И как это влияет на Вашу работу с актёрами, репертуаром?

Несомненно, юный зритель повзрослел, хотя бы в силу большой информативности и быстрой сообразительности, отсюда и репертуар меняется в сторону познания, и работа с актёрами идёт в сторону интерактивности.

– Расскажите подробнее, как сформировался такой замечательный репертуар, который представляет Ваш театр?

Репертуар создаётся и по задумке, и по необходимости, которую диктует жизнь. Вот, например, в 2002 году мы поставили мюзикл «Сохрани дом свой чистым и светлым» (это живой план и эксклюзивные маски). Так, не смотря на участие в спектакле композитора и поэта, актёры сами написали четыре песни. Даже я написал две песни: песню Чёрного беса и финальную песню «прозревшего» Лешего.

– А какие творческие планы на будущее? Что мечтаете еще поставить?

Планов на будущее много, как в любом театре. Хочу поставить спектакль «Золотой слон» по пьесе талантливого автора Леонарда Бабаханова. Надо почти заново ставить спектакль «Рождество Христово», собираемся делать новый Новогодний спектакль, может быть, по пьесе «Очень зимняя сказка», которую я написал прошлым летом на отдыхе в с. Равда (Болгария). Ещё нужен спектакль для самых маленьких по многочисленным просьбам наших зрителей, которые пересмотрели почти все наши спектакли. И, конечно, хочется поставить спектакль «Шекспир, театр и любовь», где задействованы и люди и куклы, причем разные куклы, вплоть до ростовых, которые у нас тоже есть. Кстати в 2000 году мы были со спектаклем «Новогоднее путешествие вокруг света» на гастролях в Хабаровске в краевом драматическом театре с ростовыми куклами.

– Что для Вас коллектив театра — друзья, коллеги или уже полноценная семья? Многие ли из них с Вами с самого начала?

Коллектив театра, театра, который сам создал, придумал, воплотил и веду его уже 30 лет — это и друзья, и коллеги, и полноценная семья. А с самого начала со мной мой друг, соратник, художник по свету, он же и заведующий постановочной части, он же машинист сцены — Борис Литвиненко. Уже более 17 лет со мною рядом мой партнёр, и первый помощник Екатерина Астраханцева.

– У Вас есть спектакль «Бабушка для инопланетянина», а Вы сами верите в инопланетян?

Ну, как же не верить, если я сам написал эту пьесу! Да вот же они рядом, на соседней планете!

– А сколько Вам лет в душе?

А вообще-то мне в душе лет 25 и есть!

– Если бы сейчас Вам было пять лет, какой совет Вы бы дали самому себе?

Тебе ведь нравится эта девочка? Подойди к ней, не стесняйся.

Репертуар театра марионеток «Фигаро» и расписание спектаклей можно найти в афише.

Оставить ответ

Ваш почтовый адрес виден только вам.