Театр миниатюр под руководством Евгения Петросяна

Театр Эстрадных Миниатюр Петросяна существует с 1979 года, когда Евгений Ваганович и его авторы принялись за создание первого спектакля. По конкурсу были приняты первые артисты этого театра: Елена Степаненко, Вячеслав Войнаровский, Евгений Грушин.

Потом для каждого очередного спектакля приглашались те или иные артисты. Труппа менялась по составу, но неизменным оставался театральный принцип Петросяна — «конструкция эстрадного спектакля — это серия рассказов или набор приключений, связанных одной темой или одним персонажем. На эстраде связующим элементом … оказывается фигура главного персонажа, а точнее, личность артиста, его исполняющего».

В 1979 году в Театр Миниатюр под руководством Е. Петросяна, пройдя сложный отборочный конкурс, была принята Е. Степаненко. В этом сложном конкурсе участвовали многие молодые артисты эстрады, но только Е. Степаненко безоговорочно победила, продемонстрировав свой уникальный талант комической актрисы.

Поступив в труппу, она исполняла ведущие роли во всех спектаклях театра. В спектакле «Семейные радости» Елена Степаненко вместе с Евгением Петросяном представлена «на равных».

На протяжении многих лет с огромным успехом проходили и проходят программы театра и спектакли, такие как: «Монологи», «Доброе слово и кошке приятно», «Как поживаете?», «Инвентаризация», «Дураки мы все», «Бенефис 30 лет на эстраде», «Страна Лимония, деревня Петросяния», «Когда финансы поют романсы», «Семейный радости», «Страсти-Мордасти», «С большим приветом», «Страна по подъеме», в которых Е. Петросян участвовал и продолжает участвовать не только как главный артист, но и как режиссер-постановщик.

О чем бы ни говорил Петросян, какую тему ни поднимал бы в своих программах, отовсюду сквозит главное человеческое качество артиста — доброта, — потому что он умеет сказать человеку злую правду, не унизив человеческого достоинства. Разоблачая бездуховность в разных ее проявлениях, он даже, казалось бы, в безнадежных ситуациях, видит теплый огонек надежды.

И еще одно качество, которое делает из артиста Артиста с большой буквы: он вместе со своими авторами умеет находить и новые художественные приемы, и открыть новую тему на эстраде, и после этого, как по фарватеру, проложенному ледоколом, начинают идти другие. Мысль Шекспира о том, что шутка нередко становится предсказанием, не раз находила подтверждение в творчестве артиста, предугадывавшего многие явления, события, происходившие в обществе. И зачастую юмористическое слово звучало, как предупреждение.

Смех Петросяна — добрый смех. Даже тогда, когда он смеется сквозь слезы, когда говорит о серьезных проблемах, когда едко что-то высмеивает в нас — все равно его смех служит добру. Об этой особенности артиста часто говорят зрители. И здесь нужно вспомнить о том, что искусство всегда должно служить добру. Если оно не служит добру, это уже и не Искусство. Все великие юмористы были великими гуманистами. Смех Петросяна делает его не только высоким профессионалом, но и артистом-гражданином. Стало быть, большим артистом.

У многих зрителей непринужденность, та легкость, с которой артист острит со сцены, рождает иллюзии, что дело это нехитрое. Но каждый, кто хоть мимолетно соприкасался с закулисной стороной этого «легкого» дела, быстро понимал, что не так это просто — заставить смеяться целый зрительный зал, заполненный людьми самых разных возрастов и профессий.

Евгению Петросяну удается добиваться самого настоящего большого успеха. Какой колоссальный труд за этим стоит — знают все авторы, с которыми он всегда рад разделить этот успех, кто помог ему достичь этого успеха. Авторы знают также, что Петросяну можно принести любой полуфабрикат, и он в этом тексте, пока еще не смешном (ни для кого, кроме самого автора), сумеет отыскать ту жемчужину, из которой потом родится номер, способный рассмешить всю страну. Его не устраивают просто интересные и умные тексты — этот текст должен быть еще и художественно-остроумным. Он считает, что зритель должен воспринимать эту интересную и умную информацию, обязательно смеясь. И у него это замечательно получается, ибо Евгений Петросян не только обладает огромным сценическим дарованием, умеет не только работать над ролью; на его концертах люди не только смеются — они и размышляют, и сопереживают, и грустят. Кажется, что артист обращается лично к каждому зрителю, и каждый чувствует себя собеседником.

И народ, приходящий на концерты Петросяна, своим смехом и слезами, аплодисментами и поисками «лишнего билетика» недвусмысленно дает понять, что верит артисту и присоединяется к его точке зрения.

Хотя Петросян на сцене уже много лет, он по-прежнему такой же энергичный, молодой, смешной и грозный, трогательный и верный — да, верный. Он верен делу, которое считает смыслом своей жизни, верен театру, где родился как Артист, верен заветам своих педагогов, а профессии он учился у таких замечательных мастеров, как Рина Зеленая, Леонид Утесов, Алексей Алексеев, Лев Миров, Мария Миронова. Верен своим зрителям. И всегда с ним — те же непримиримость ко злу, насилию, фальши, требовательность к себе, своему профессионализму, актерское обаяние и мягкая улыбка, уважение и любовь к тем, кто по ту сторону рампы.

Сегодня его называют Мастером. За этим заслуженным титулом стоит сценическая культура Артиста, его гражданская убежденность, социальная зоркость, мужество и верность себе и своему искусству.

В одном из спектаклей Петросяна есть такие слова: «Наше счастье, что мы находим в себе силы сквозь слезы смеяться и смешить друг друга, что я и пытаюсь делать вместе со своими персонажами у себя в спектакле „Страна Лимония, деревня Петросяния“. Не ищите эту деревню на географической карте, она — в моей медицинской карте, здесь, в области сердца».

Этими словами сказано все.